ribbingo (ribbingo) wrote,
ribbingo
ribbingo

Пронимальная символика на примере сакральных деревенских комплексов Костромской земли

Оригинал взят у orei в Пронимальная символика на примере сакральных деревенских комплексов Костромской земли

Термин «пронимальная символика» введен санкт-петербургским этнографом и социоантропологом Татьяной Щепаньской, которая взяла его из народного словоупотребления. Её ритуально-магическое использование она обозначила как «пронимальная магия».

Под «пронимальной магической символикой» обычно имеется в виду особая символика проемов (дыр, углублений, трещин, развилок) и операции пронимания (протаскивания, продЕвания, погружения в проем).

Обычно в пронимальной магии используются несколько типов объектов:

1 тип: Это предметы быта или объекты с отверстием, имеющие проем, полость, использование которых в магии подразумевает протаскивание / погружение в проем: полая утварь (горшки, миски, корыта, бадьи, ступа, квашня и мн.др.); печь в избе, челнок ткацкого стана, игла.

2 тип: Это магические объекты в доме или во дворе, такие как: камень — куриный бог, дырки от сучка в дереве, урочные камни с отверстиями.

3 тип: Это сакральные объекты и комплексы вне дома, располагающиеся на местности: поклонные камни с углублением — «следом» святого или животного, «чашей», несколькими отверстиями-колодцами, водные источники и деревья с дуплом, развилкой ветвей или «окнами», образованными вросшим обратно в ствол суком.

Все они так или иначе связаны в традиционной мифологии с символикой материнства и родов, и также выполняют определенные коммуникативные функции у местных локальных сообществ.

Символика отверстий является частью обширного пласта традиционной культуры северных великороссов и окружающих их финно-угорских народов. Обычно она обозначается термином «пронимальная символика».

В первой части статьи обсуждается семантика (здесь обнаруживаются как репродуктивные, так и коммуникативные программы), во второй — прагматика этой символики в традиционно-бытовой культуре великороссов (по материалам преимущественно ХIХ — нач. ХХ вв.).


  • Мать-Земля

Обычно пронимальная символика рассматривается на примере домашней магии. Мы в этой статье обратим внимание на другую ее сторону — топографическую: ею маркированы многие сакральные центры Верхнего Поволжья.

Сакральные объекты святых мест так или иначе связаны с символикой дыр и развилок: это, как было показано выше, либо крупный камень / валун с чашками, «следами» на нём, напоминающими человеческие или животные, или водные источники (колодцы, родники.)

Расскажем о нескольких наиболее известных местах в Костромской земле.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/pronimalnaja_simvolika_na_primere_sakralnykh_derevenskikh_kompleksov_kostromskoj_zemli/2015-06-16-1018


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments